Система «Честный знак» — это государственная система мониторинга товаров, которая позволяет отслеживать продукцию по всей цепочке: от производителя до конечного потребителя.
Система решает следующие задачи:
- Борьба с контрафактом - маркировка помогает выявлять и блокировать нелегальную продукцию;
- Защита потребителей - покупатели могут убедиться в подлинности вещи;
- Прозрачность рынка и доверие клиентов - маркировка помогает отслеживать движение товаров от производителя до конечного магазина.;
- Снижение налоговых потерь - система помогает государству бороться с серым импортом и неучтёнными продажами.
Система «Честный знак» работает по следующему принципу:
- Участники оборота регистрируются в системе;
- Производитель или импортёр описывает свои товары в каталоге «Честного знака» и заказывает на каждый из них уникальный код Data Matrix. В коде содержится информация о товаре, например, дата и место производства;
- Код наносят на упаковку товара, после чего отправляют в «Честный знак» отчёт о нанесении;
- Каждый раз, когда продукцию передают между участниками оборота, об этом отчитываются в «Честный знак» с помощью ЭДО;
- Когда товар продают на кассе, кассир сканирует код Data Matrix и выводит товар из оборота;
- Перед покупкой потребитель может отсканировать код Data Matrix с помощью мобильного приложения, чтобы проверить качество продукта.
В системе «Честный Знак» возможно работать как самостоятельно, так и через сторонние компании, оказывающие услуги по маркировке и сопровождению товаров в системе. Такие компании предоставляют два типа услуг:
- Аутсорсинг – компании забирают часть функций, связанных с работой в системе «Честный Знак» на себя. То есть клиент платит за определенный комплект услуг и ни о чем не задумывается – его зарегистрируют в системе, подключат к электронному документообороту, подберут оборудование, заполнят карточки и напечатают коды.
- Обеспечение работы клиента в системе через специальные платформы и другие программные продукты – компании создают сайты или ПО, засчёт которых возможно автоматизировать работу в системе «Честный Знак». В этом случае, клиент, пройдя обучение, самостоятельно работает с системой. Платформы по работе с системой «Честный знак» ускоряют процесс работы за счёт автоматизации различных задач, связанных с маркировкой товаров и позволяют совершать автоматический заказ кодов маркировки, получать уведомления о статусе кодов, анализировать отчетность по маркировке товаров, а также осуществлять интеграции с другими сервисами, например 1С.
Система «Честный знак» зарабатывает на продаже кодов маркировки товаров. Оператор маркировки — компания «ЦРПТ», которая генерирует коды, поддерживает систему и занимается её разработкой. С 2020 г. оператор не раскрывает своих доходов, однако тогда его выручка составила 7,1 млрд рублей, чистая прибыль — 126 млн рублей, а выручка материнской компании ЦРПТ составила 2,5 млрд рублей, чистая прибыль — 0,4 млрд рублей. Известно, что за марку на каждую единицу товара ООО «Оператор-ЦРПТ» просит 50 копеек, а с НДС — 60 копеек.
Таким образом, оценить реальный объем денежных средств, поступающих от приобретения кодов маркировки не представляется возможным. Более того, это делается намеренно с целью не разозлить российский бизнес, который по ряду причин не доволен системой обязательной маркировки.
Кроме того, представленные в открытом доступе цифры по суммам, которые принесла система «Честный знак» к в бюджет Российской федерации кажутся непонятными - часто в них досчитывается возможный эффект от акцизов и сборов, но не прямая плата «Честного знака» в бюджет, то есть методология расчета суммы, которую направляет «Честный знак» в бюджет страны является непрозрачной и непроверяемой. Фактически, сумма средств, уплаченная бизнесом в системе «Честный знак» и сколько реально денежных средств система направляет в бюджет и каков ее экономический эффект деятельности – неизвестно.
Объем рынка – это ключевой количественный показатель рынка, который является лучшим параметром для оценки текущего состояния рынка, а также для оценки инвестиционной привлекательности рынка. В целом можно сказать, что объем рынка – это самый важный количественный параметр, от динамики которого во многом зависит инвестиционная привлекательность того или иного рынка.
Объем рынка услуг по маркировке и сопровождению товаров в системе «Честный знак» демонстрирует какое количество услуг было приобретено конечными потребителями в России за исследуемый период времени
Рынок услуг по маркировке в системе «Честный знак» закрытый, участники и эксперты рынка буквально теряются в догадках, пытаясь оценить объем рынка анализируемых услуг - мнения участников и экспертные оценки разнятся очень сильно во всех аспектах анализа - от доли компаний, использующих услуги сторонних подрядчиков для работы в системе «Честный знак», до доли стоимости подобных услуг от общего объема уплаты бизнесом платежей в систему «Честный знак». Кроме того, сам рынок максимально не изучен аналитически, закрыт и сложно исследуем.
Традиционная формула определения объема рынка балансовым методом для исследуемого рынка не подходит. Текущая оценка объема рынка базируется на финансовых показателях крупнейших участников рынка, а также на основании репрезентативного опроса компаний-производителей товаров, подлежащих по закону обязательной маркировке в системе «Честный знак».
Исходя из собранной информации было определено, что услугами сторонних компаний для работы в системе «Честный знак» пользуются порядка 10% компаний-производителей товаров, подлежащих обязательной маркировке. Данная экспертная оценка доли подобных компаний коррелирует с долей компаний в России, пользующихся услугами IT-аутсорсинга (по данным многочисленных исследований IT-рынка).
На сегодняшний день, общее количество компаний, зарегистрированных в системе «Честный знак» составляет более 1 млн компаний, при этом услугами сторонних компаний для работы в системе «Честный Знак» чаще всего пользуются компании-производители маркируемых товаров, количество которых можно оценить в несколько десятков и/или сотен тысяч, при этом пользователей услуг сторонних компаний для работы при маркировке в системе «Честный знак» экспертно оценивается в диапазоне от 10 до 25 тысяч компаний.
В результате систематизации всей собранной в ходе исследования информации, была составлена следующая формула для расчета объема рынка услуг по маркировке в системе «Честный Знак» в России:
Объем рынка = Число пользователей сторонних компаний, специализирующихся на услугах по маркировке и сопровождению товаров в системе «Честный знак» х Усредненная стоимость обслуживания компании за 1 год
Где число пользователей сторонних компаний, специализирующихся на услугах по маркировке и сопровождению товаров в системе «Честный знак» составляет порядка 20 000 компаний, а усредненная стоимость обслуживания компании за 1 год составляет порядка 100 000 рублей.
Таким образом, по подсчетам аналитиков C-Mar Inform, объем рынка услуг по маркировке и сопровождению товаров в системе «Честный знак» в 2024 г. составил порядка 2 млрд. рублей.