8 (495) 921‒53‒35

Аналитики C-Mar Inform на основании анализа динамики развития рынка рулонных средств гигиены (простыни и салфетки, полотенца, пеленки, тряпки, туалетная бумага (из нетканых материалов) и т.д.) выявили ключевые тенденции развития данного рынка.

1) Смещение спроса на средства гигиены в России в сторону изделий из нетканых материалов

Нетканые материалы не являются новинкой для российского рынка, однако до сих пор изделия из них не завоевали той рыночной доли, на которую они могут претендовать исходя из суммы своих функциональных и потребительских качеств. То есть значительный объем спроса все еще за более традиционными изделиями из хлопчатобумажных и прочих видов тканых материалов. Естественно, что изделия из нетканых материалов не смогут на 100% заменить изделия их традиционных тканых материалов, но до сих пор существует на рынке очень большой потенциал для увеличения объемов потребления средств гигиены из нетканых материалов за счет переориентации части спроса на подобные изделия, который пока удовлетворяется за счет хлопчатобумажных (и прочих тканых материалов) средств гигиены.

В целом все последние годы и в России, и во многих странах мира нетканые материалы вытесняют традиционные хлопчатобумажные (и другие тканые материалы) ткани в сфере гигиены, а также в медицинской сфере. Например, одноразовые изделия из СМС (двух слоев спанбонда с прокладкой мельтблауна посредине) ничем не уступают многоразовым тканевым, но при этом обходятся значительно дешевле хлопчатобумажных изделий.

Нетканые материалы практически идеальны для изготовления салфеток и тряпок, которыми удобно вытирать пыль, посуду, очищать различные поверхности и т.д. Поэтому бурно растет сегмент производства салфеток и тряпок из нетканых материалов.

Нетканые материалы дешевле тканых материалов, достаточно экологичны, идеальны по своим свойствам для выполнения гигиенических и хозяйственно-бытовых задач, поэтому вполне естественно, что все последние году все большая часть спроса на средства гигиены смещается в сторону продукции, выпущенной из нетканых материалов. То есть указанная тенденция характерна для рынка не только в 2023 г., но и все предыдущие годы, а также будет характерна для рынка и в краткосрочной, и в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе.

2) Смещение спроса на более дешевые средства гигиены из нетканых материалов

На данный момент средства гигиены демонстрируют низкую эластичность объемов спроса по доходам представителей домохозяйств. То есть даже в случае снижения доходов конечные потребители на рынке в основной своей массе не отказываются от приобретения данных изделий, а скорее переориентируются на покупку более дешевых изделий на данном рынке.

Реальные располагаемые доходы представителей домохозяйств в России снижаются непрерывно с 2014 года (практически 9 лет). Естественно, что в таких условиях многие потребители на рынке все чаще в первую очередь обращают внимание на цену изделий, стремясь к приобретению более дешевых изделий. То есть цена становится определяющим фактором выбора средств гигиены из нетканых материалов на рынке, потребители все чаще приобретают более дешевые изделия. В подобных условиях и производители начинают корректировать свой ассортимент, выводя на рынок более дешевые виды простыней, салфеток, полотенец, тряпок и т.д.

С уверенностью можно сказать, что в ближайшее время данная тенденция будет сохраняться на рынке.

3) Уход (значительное сворачивание масштабов работы) с российского рынка многих брендов средств гигиены из нетканых материалов западного производства

Импортная продукция на исследуемом рынке не занимает существенной роли, основной объем спроса удовлетворяется за счет отечественной продукции. Однако на российском рынке до 2022 г. работало достаточно много крупных, прежде всего европейских компаний, которые за последний год или официально, или неофициально, но фактически, ушли с рынка. Например, значительно сократила свое присутствие на российском рынке польская компания TZMO, чьи бренды достаточно широко известны среди ЦА на российском рынке.

Складывающаяся геополитическая ситуация не оставляет надежд на скорый возврат иностранных компаний на российский рынок, что, конечно, открывает значительные возможности для российских компаний для наращивания своих мощностей и запуска новых проектов.

Серьезную угрозу представляет возможная экспансия китайских компаний на российский рынок. Китайские средства гигиены уже занимают доминирующее положение в структуре импорта, однако сами объемы импорта в сравнении с объемами российского производства все еще не столь существенны. При этом китайский рынок средств гигиены настолько огромен и велик, а у китайских производителей такие масштабы и объемы производства, такая обеспеченность сырьем (неткаными материалами), что они могут просто переиграть российские компании на отечественном рынке за счет своих возможностей по демпингу и т.д. Тем не менее, участники рынка не считают в данный момент указанную угрозу критической, так как существует много факторов, по которым отечественные производители всегда смогут выигрывать у китайских компаний конкуренцию по целому ряду параметров (близость к потребителям, большая гибкость, лучшее понимание особенностей потребительского поведения, импортные пошлины и вопросы логистики и т.д.).

4) Активный рост на российском рынке сегмента производства тряпок и салфеток из вискозы

Многие участники рынка отмечали, что даже на растущем рынке особенно активно растет сегмент производства тряпок и салфеток из вискозно-полимерного полотна, которые активно набирают популярность на рынке.

Тряпки и салфетки из вискозы имеют целый ряд отличных функциональных характеристик. Они хорошо впитывает влагу благодаря высокой пористости (могут удерживать жидкость в 10 раз больше своего веса), не оставляет при уборке на поверхности неряшливых ворсинок, как, например, хлопковые тряпки; не электризуется; почти не деформируется. Мягкая и нежная текстура вискозных салфеток и тряпок делает их идеальными для чистки деликатных поверхностей.

Также активно на рынке предлагаются тряпки и салфетки, сделанные из полотна, в котором смешаны волокна вискозы и полиэстера. Такие тряпки легко впитывают влагу, при этом так же легко отжимаются. Убирают грязь, не оставляя разводов. Не накапливают статическое электричество. Имеют приятную бархатистую структуру. Идеально подходят для влажной или сухой уборки, а также для полировки мебели.

В целом можно сказать, что нетканые материалы предлагают потребителям широчайший набор свойств и параметров, благодаря которым они будут активно завоевывать потребителей на российском рынке.

Получить бесплатную консультацию