8 (495) 921‒53‒35

Российский рынок стальных и чугунных отливок имеет свои специфические черты, обусловленные историей развития советской и российской индустрии, в первую очередь на развитие рынка накладывает отпечаток условия строительства крупных машиностроительных предприятий в советское время. 

Аналитики C-Mar Inform в рамках исследования рынка стального и чугунного литья в России проанализировали структуру рынка в разрезе отливок, поставляемых на свободный рынок, а также используемых для собственных нужд.

Таблица 1. Распределение производства чугунного и стального литья в России для собственных нужд и на «свободный рынок» в 2022 г. в натуральном выражении (тонн)

Отрасль-потребитель

Объем продаж в натуральном выражении, тыс. тонн

Доля в общем объеме производства, %

Доля чугунного и стального литья, поставляемого на «свободный рынок»

855,0

28,5%

- объем чугунного литья, поставляемого на «свободный рынок»

654,7

27% (от объема производства чугунного литья)

- объем стального литья, поставляемого на «свободный рынок»

200,3

34,8% (от объема производства стального литья)

Доля чугунного и стального литья, поставляемого для собственных нужд

2 145,0

71,5%

- объем чугунного литья, поставляемого для собственных нужд

1 770

73% (от объема производства чугунного литья)

- объем стального литья, поставляемого для собственных нужд

375

65,2% (от объема производства стального литья)

Общий итог

3 000,0

100,0%

Источник: расчеты C-Mar Inform на основании данных компаний-производителей

Ниже приведена структура распределения производства чугунного и стального литья в России для собственных нужд и на «свободный рынок» в 2022 г. в натуральном выражении

Рисунок 1. Распределение производства чугунного и стального литья в России для собственных нужд и на «свободный рынок» в 2022 г. в натуральном выражении (тонн)

Источник: расчеты C-Mar Inform на основании данных компаний-производителей

По результатам проведенного исследования было установлено, что российские компании-производителей чугунного и стального литья в России поставляют на «свободный рынок» порядка 28,5% производимых изделий, соответственно порядка 71,5% всех произведенных изделий поставляются под собственные нужды. В ходе проведения исследования было установлено, что ключевыми потребителями чугунного и стального литья на «свободном рынке» являются компании из сферы автомобилестроения, тяжелого машиностроения, а также нефтегазовой отрасли.

Отметим, что рассчитанная аналитиками C-Mar Inform доля стального и чугунного литья, поставляемого на свободный рынок (28,5%), почти на 60% (28,5/18) больше доли стального и чугунного литья, поставляемого на свободный рынок по мнению экспертов Российской Ассоциации литейщиков (по их мнению на свободный рынок идет не более 18% производимого стального и чугунного литья). Мнение аналитиков C-Mar Inform базируется на полученной в ходе исследования информации, основанной на информации о структуре производства и продаж литья в ведущих компаниях-производителях на рынке, с чьими сотрудниками были проведены легендированные глубинные интервью в ходе проекта.

В любом случае очевидно, что большая часть производимого в России литья используется предприятиями для собственных нужд. Это объясняется в первую очередь структурой российской промышленности, которая является по своей сути наследницей советской промышленной базы и советской промышленной политики. Все (или почти все) ведущие машиностроительные предприятия России построены в советское время. В Советском Союзе предприятия строились, как правило, по принципу полного технологического цикла, то есть они включали в своем составе все технологические переделы, в том числе литейные производства. То есть индустрия в Советском Союзе строилась таким образом, чтобы предприятие не только осуществляло конечную сборку финального изделия, но и само производило все ключевые элементы продукции. Поэтому все (или практически все) мало-мальски крупные машиностроительные предприятия (производители ж/д техники, автомобильные заводы, производители любых видов оборудования, в том числе нефтегазового и т.д.) имеют в своем составе литейные цеха и подразделения, потому что они построены в советское время, когда по такому принципу (наличие всех переделов в составе предприятия) строились заводы и предприятия. И крупные металлургические предприятия имеют в своем составе ремонтные и сервисные подразделения, имеющие свои литейные мощности – так строилась советская промышленность.

После распада Советского Союза в России произошла мощная деиндустриализация, коснувшаяся в первую очередь машиностроения, многие мелкие и средние (а также многие крупные) машиностроительные предприятия (потребители литья, не имевшие своих литейных мощностей – такие тоже были) обанкротились, в целом машиностроение сильно ужалось в своих размерах. Новых предприятий машиностроительного профиля в России за последние 30 лет было построено очень мало, а самые крупные из них (например, Тихвинский вагоностроительный завод и т.д.) изначально строились таким образом, чтобы обеспечить производство своими литейными изделиями.

То есть, с одной стороны советское наследие в промышленных предприятиях, с другой отсутствие крупных сильных стабильных литейных независимых предприятий (которые могли бы в больших объемах поставлять отливки на машиностроительные предприятия), что отразилось на желании многих крупных потребителей иметь собственные литейные мощности -  это два ключевых фактора, обусловивших текущую структуру производства отливок в России по доле литья поставляемого на свободный рынок, а также используемого для собственных нужд.

Получить бесплатную консультацию